Monday, December 6, 2021

«Музыка старых мастеров»

февраля 27, 2014 by · Комментариев нет 

В Электростали состоялся областной юношеский конкурс академического вокала «Музыка старых мастеров»

ПОЛНОЕ название конкурса I Московский областной открытый юношеский конкурс академического пения «Музыка старых мастеров». Его учредители – региональное министерство культуры, Московский областной базовый музыкальный колледж им. А.Н. Скрябина и областной научно-методический центр. О конкурсе мы беседовали с Юлией БЕСЕДИНОЙ, заместителем директора МОБМК им. А.Н. Скрябина.

Новости недели | Юлия Владимировна, как возник конкурс «Музыка старых мастеров»? Насколько я поняла, его идея не совсем обычна.

Беседина | Идея принадлежит отделу академического пения нашего колледжа. Конкурс мы проводили и прежде, но внутренний, среди своих студентов. Решили, что было бы неплохо расширить его рамки. Нас поддержало Министерство культуры Московской области, и конкурс приобрел статус областного открытого. Что касается темы конкурса – вокальная музыка эпохи барокко – она действительно не совсем обычна. Как сказала председатель жюри Елена Валентиновна Круглова, конкурсов барочной музыки очень много, но они – инструментальные. А вот вокальный, да к тому же юношеский…

НН | Судя по числу участников конкурса – 34 исполнителя в сольных номинациях и 11 ансамблей – музыка эпохи барокко занимает значительное место в программе обучения академическому пению.

Беседина | Действительно, с младших курсов программы студентов-вокалистов включают музыку XVII – первой половины XVIII веков. Совершенно справедливо считается, что это постулаты академического пения, азбука мастерства вокалиста.

Кроме четырех подмосковных средних специальных учебных заведений – Электросталь, Коломна, Химки, Пушкино – в конкурсе участвовали музыкальные колледжи Твери и Тулы, и конкурсное общение педагогов оказалось потрясающим, очень содержательным. Наши коллеги из других городов были единодушны: наконец-то появился конкурс, где можно показать начинающих, совсем юных певцов. В самом деле, с первых минут выступления становилось ясно, как исполнитель преодолевает технические трудности, как справляется со стилем…

Вы обратили внимание, что выступления солистов жюри оценивало в двух возрастных группах. В младшей группе (первый-второй курсы колледжей) предлагались к исполнению более простые образцы барочной музыки, в старшей – произведения таких мощных мастеров, как Бах, Гендель, Вивальди, Скарлатти. То есть совсем молодой вокалист уже прикасается к столь серьезной музыке.

НН | Музыка барокко – азбука мастерства вокалиста. Почему?

Беседина | Начну с того, что в эпоху барокко возникло бельканто, сложилась итальянская исполнительская школа, которую иногда называют «эталоном профессионального академического пения на все времена для всех стран». Одновременно произошло зарождение оперы, драматической музыки («драма в музыке», «музыкальная драма» – так первые оперы и называли). Поэтому огромную роль в барочном исполнительстве играла передача эмоционального смысла произведения. Оперная ария несет в себе определенный «аффект»: торжество, гнев, страдание, радостное или трагическое любовное переживание и так далее. Значит, исполняя музыку эпохи барокко, вокалисту приходится не только преодолевать технические трудности, но и заботиться о художественно-выразительной стороне. По положению о конкурсе в программе каждого участника были две арии, желательно разнохарактерные…

НН | Я обратила внимание, как в течение считанных секунд вокалисту приходилось перестраиваться, будто сбрасывать одну сценическую маску и надевать другую…

Беседина | А это очень непросто, тем более для совсем молодого певца!

НН | Среди одиннадцати участников в номинации «Ансамбль» десять – из электростальского колледжа…

Беседина | Сказать почему? Ансамбль – это сложнейший жанр, ведь необходимо слушать и слышать партнера, что куда труднее, чем сольное исполнительство и требует от студента особого «слухового» развития. Однако у наших ребят есть опыт – они нередко выступают на вокальных конкурсах, в том числе ансамблевых. Тем не менее третье место в номинации «Ансамбли» мы разделили с мужским дуэтом из Твери.

НН | Одна из заявленных в положении целей конкурса – выявление молодых талантливых исполнителей. В связи с этим несколько слов о составе жюри.

Беседина | Для нас как организаторов конкурса было очень важным, чтобы выступления оценивали представители ведущих музыкальных вузов Москвы. Огромная радость, что согласилась и нашла время возглавить жюри Елена Валентиновна Круглова – уникальный педагог, кандидат искусствоведения, автор монографий, статей, рецензий, учебных программ, профессор кафедры академического пения  Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова. Также в жюри работали доцент вокальной кафедры ГИТИСа Ольга Федоровна Миронова и  доцент кафедры сольного пения Академии хорового искусства им. В.С. Попова, народная артистка Башкирии, воспитавшая немало солистов лучших оперных театров России, Наталья Алексеевна Попова. Все участники жюри – лауреаты международных исполнительских конкурсов, профессионалы в барокко. Приятно, что на открытии выступили выпускница нашего колледжа, а ныне студентка Академии хорового искусства Ксения Белолипецкая и студентка ГИТИСа (РУТИ) Анастасия Донец: спели, будто напутствовали участников конкурса, показали им пример.

НН | Насколько мне известно, электростальцев ждет очень музыкальный март, и все эти события связаны с колледжем…

Беседина |  В ближайшее воскресенье, 2 марта, в колледже пройдет V Московский областной открытый юношеский конкурс пианистов, посвященный  А.Н. Скрябину, для учеников музыкальных школ и студентов музыкальных колледжей. 16 марта в ДК им. К. Маркса – очередной концерт из цикла «Оркестровая музыка», где выступит оркестр русских народных инструментов колледжа под управлением Александра Андрианова. Этот коллектив, лауреат многих конкурсов, в представлении не нуждается. Наконец, 22 марта – традиционный концерт «Звезды колледжа». Мы проводим его уже в течение нескольких лет. Идея принадлежит директору колледжа Олегу Николаевичу Гапонову и заключается в том, чтобы показать наши последние достижения, новых юных лауреатов. Главная заявка для выступления в «Звездах» – победа на международном или всероссийском конкурсе.  Кроме солистов в концерте примут участие все три оркестра, народный хор, конечно, оперный класс отдела «Академическое пение», которые готовят совершенно новые программы.

Воспользуюсь случаем, чтобы поблагодарить город и управление по культуре и делам молодежи за поддержку наших мероприятий. И спасибо нашей любимой публике, постоянным слушателям, благодаря которым зал никогда не бывает пустым.

Информация о проходящих в музыкальном колледже конкурсах, а также концертах с участием студентов и преподавателей на сайте www.skryabincol.ru.

ВРЕЗКА 1

Исполнение вокальной музыки XVII-XVIII веков требует от певца хорошо настроенного голоса. Так что арии старых мастеров оказываются своего рода алфавитом вокально-технического мастерства, освоив который певец подготовит базу для последующего совершенствования своей вокальной школы.

Елена КРУГЛОВА

ВРЕЗКА 2

Поздравляем лауреатов I Московского областного конкурса «Музыка старых мастеров»:

 

Гран-при – Алёна Милашкина;

I премия: Инна  Деменкова; Лаура Хамзатова; вокальный ансамбль студентов III-IV курсов;

II премия: Нвард Мушегян; Си Хван Харикава; Евгений Малыгин и Си Хван Харикава (ансамбль); Мария Татаренко, Екатерина Чистякова и Ксения Аляжина (ансамбль);

III премия: Евгений Малыгин;

дипломанты: Мария Татаренко; Инна Деменкова и Марина Чугунова (ансамбль).

Поздравляем преподавателей колледжа: Райсу Фарзутдинову, Наталью Захарову, Юлию Беседину, Наталью Попову, Наталью Никулину, Людмилу Мазлову.

По материалам www.novnedel.ru

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!