Tuesday, October 4, 2022

Изменение ума

апреля 15, 2013 by · Комментариев нет 

Период Великого поста — так или иначе время, когда человек более внимательно всматривается в свою духовную жизнь, и другими глазами смотрит на совершенные им поступки. Многих это подвигает на то, чтобы прийти на исповедь, но далеко не все представляют, как это правильно делать. У кого-то вообще существуют сомнения в необходимости именно церковного покаяния. Со всеми этими вопросами мы обратились к настоятелю Вознесенского храма протоиерею Сергию Поддубному.

- Что такое покаяние?

- Покаяние – дословно переводится с греческого как изменение ума. Это состояние, когда человек начинает на свои поступки смотреть с другой стороны и оценивать их по-другому. Предшествует этому всегда какой-то внутренний кризис, человек стремится к чему-то, ищет смысл жизни. Поэтому, тем, которые живут размеренной жизнью, тем, кто доволен своим внутренним состоянием, значительно труднее обратиться к покаянию и что-то изменить в своей жизни.

Покаяние –это не просто какая-то разовая акция, когда человек накопил что-то в своей душе, а потом пришел на исповедь и освободился от этой ноши, а состояние духа. Это состояние, когда человек начинает понимать, что он стоит перед Лицом Божией правды и видит, насколько его человеческая правда далека от этого. Тогда он начинает ощущать свою греховность. И это не признак какой-то ущербности, когда человек вынужден постоянно разбирать свои поступки. Синоним покаяния – смирение и многие святые отцы искренне ощущали себя грешниками. Чем ближе к Свету, тем лучше видно, что находится внутри нас, а т.к. мы далеки от этого, то создается иллюзия, что у нас все нормально. (преподобный Ефрем Сирин был в детстве весьма строптивым, и совершал множество опрометчивых поступков. Но однажды его незаслуженно обвинили в краже овец, которую он не совершал. И вот, находясь в заточении, он много размышлял о своей жизни, думая о том, что многие его поступки заслуживали осуждения. Эта ситуация подвигла его к молитве, а впоследствии изменила и всю его жизнь. Мы знаем, сколько прекрасных покаянных молитв написал преподобный Ефрем Сирин, в том числе и ту, которую мы читаем Великим постом — «Господи и Владыко живота моего…»).

Иногда внешние обстоятельства могут подвигнуть человека к молитве и покаянию. Если он чуток к голосу своей совести, то может наступить внутренний кризис, как, например, у Марии Египетской, который полностью перевернул ее жизнь. На пустом месте покаяния не наступает, человека должна коснуться благодать Божия. Святые отцы всегда молились о покаянии и воспринимали его как дар Божий.

- Почему человек должен непременно исповедаться у священника, а не просто постоять перед иконой и попросить прощения у Самого Господа?И в Ветхом Завете ничего не сказано об этом.

- Мы видим в Евангелии, что к Иоанну Крестителю, который был представителем еще Ветхого Завета, люди уже приходили каяться в своих грехах.

У Церкви есть власть оставлять грехи. Христос говорит апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин20:23). Личная молитва и раскаяние не исключает, а дополняет исповедь, которую принимает священник. Кроме того, нужно помнить, что мы исповедуем грехи перед Богом, а священник выступает в роли нашего сомолитвенника. Священник должен определить, насколько искренне покаяние человека. Он может наложить епитимью после принесенной исповеди. Это определенный период испытаний, проверка искренности раскаяния человека. Нужно помнить, что исповедуем мы не только дурные поступки, но и свои помыслы, т.к. именно с них начинается любой грех.

- Нужно ли каяться в том, в чем уже исповедовался однажды, если этот грех снова повторяется?

Постоянные грехи и исповедовать нужно постоянно. И если какой-то помысел посетил сто раз, значит сто раз в нем надо каяться, пока он не оставит человека.

- Существует мнение, что в таинстве Соборования человеку прощаются забытые грехи. Есть некий соблазн вместо личной исповеди прийти на соборование, где тебя помажут маслом и простятся все грехи?

- Любое Таинство Церкви, когда человек приходит с верой, очищает его душу. В соборовании, если человек считает, что вот его помазали, и можно больше ничего не делать, не рассказывать о себе, вряд ли получит отпущение грехов.Но тот, кто с сокрушением молится на соборовании, тот придет и на исповедь. Но надо понимать, что само соборование исповеди не заменяет. Вообще, Соборование – это не обязательное Таинство. Человек может за всю жизнь ни разу не собороваться и это не является грехом. Тяжкий грех – это когда человек не исповедуется и не причащается. Это грех неверия.

- Также считается, что в Таинстве крещения человек начинает жизнь с нового листа. Может тогда пожить «для себя», а креститься в старости, когда все страсти уже улеглись и все простится одним разом?

- При крещении человеку, конечно, прощаются грехи, но ведь до старости можно и не дожить. И крещение может стать человеку во грех, если он делает это формально без веры, без покаяния, а только из традиций, или чтобы не болеть. Тоже касается и Таинства Причастия.

Надо понимать, что в таинствах мы ищем, прежде всего, духовных сил. Мы искренне верим, что Господь даст нам эти силы, а подлинное покаяние всегда приносит помощь.

- Батюшка, расскажите о традициях Великого поста, что человеку нужно делать или может быть почитать?

- Каждый христианин должен в первую очередь обратиться к Слову Божию. Желательно прочитать все четыре Евангелия. Непременно надо во время поста исповедаться и причаститься, особенно тем, кто делает это нерегулярно.

Очень хорошо, если удастся посетить литургию Преждеосвященных Даров, которая совершается в среду и пятницу Великим постом. Эта особая служба, вся пронизанная покаянными молитвами.

Также настраивает нас на покаянный и молитвенный лад молитва преподобного Ефрема Сирина. Ее нужночитать каждый день.

Если позволят время и возможности хорошо почитать книги Ветхого Завета «Бытие», «Исход» и «книгу Иова».

- Кому разрешается ослабить пищевой пост и обязательно ли брать на это благословение священника?

Во время поста болящие, у которых есть какие-то врачебные предписания по ограничению в пище, освобождаются от пищевого поста. Это же относится к беременным и кормящим матерям.Часто люди в силу пожилого возраста не могут употреблять какие-то постные продукты, тогда им дается разрешение на использование молочных продуктов. Но в любом случае, верующему человеку нужно взять благословение у священника. Это будет и правильно и самому спокойнее.

По материалам www.hramvozneseniya.ru

Speak Your Mind

Tell us what you're thinking...
and oh, if you want a pic to show with your comment, go get a gravatar!